Государственное учреждение социального обслуживания «Хохотуйский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Берёзка» Забайкальского края
Адрес: 673045 Забайкальский край Петровск-Забайкальский район, с. Хохотуй, ул. Советская, 58. Адрес электронной почты: gou_hscsi@mail.ru
История центра «Берёзка»

Государственное учреждение социального обслуживания «Хохотуйский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Берёзка» Забайкальского края

«По страницам истории»

В 1932 году в отдалении от села Хохотуй у подножия невысоких гор, заросших соснами и березами, выросло красивое двухэтажное здание, которое было отведено под детский сад. Свежий воздух, лес, река — создали для детей идеальные условия жизни.

 

Трудный военный 1942 год в здании открыта школа для глухонемых детей.  Шли тяжелые послевоенные годы, много было детей сирот, которым был нужен дом. В 1945 году в здании открыт дом – малюток. 1948 году это здание было передано под детский дом.

Со всей Читинской области сюда прибыли дети — сироты. Директором детского дома был Вокин Михаил Георгиевич. В эти годы пришли работать молодые учителя и воспитатели, которые навсегда связали свою судьбу с детским домом: Пальшина Зинаида Евгеньевна, Леонидова Евгения Матвеевна, Кузнецова Тамара Борисовна, Кацкова Надежда Яковлевна. Рассказывая историю нашей школы нельзя не упомянуть Ивано-Алексеевский детский дом. Потому что судьбы двух детских домов тесно переплетаются. В 1950 году на базе Ивано-Алексеевского детского дома создана первая в Читинской области вспомогательная школа. В приказе № 65 по Хохотуйскому детскому дому от 02.12.1952 года директор Зырянов Гавриил Кириллович написал:

«Выбываю в командировку г. Чита- 2 ОБЛОНО на консультацию по организации школы, срок командировки с 02.12.1952- 05.12.1952г». Приказом по ОБЛОНО Хохотуйский детский дом расформирован и на его базе создана вспомогательная школа. Сюда прибыли молодые воспитатели и учителя. Среди них Ванечкина Ольга Иннокентьевна. Два года существовали на территории Читинской области две вспомогательные школы: Хохотуйская и Ивано–Алексеевская. В 1954 году решением ОБЛОНО обе школы были объединены в одну Хохотуйскую. «Приказом №126 по Хохотуйской вспомогательной школе от 18.09.1954 года командировать в Ивано-Алексеевскую вспомогательную школу для отгрузки, сопровождения имущества и подсобного хозяйства рабочего Зырянова К.А., доярку Тюрикову Н. и шофера Посредникова И.Ф.». Вместе со своими воспитанниками прибыли и навсегда остались молодые педагоги: Быховец Полина Гавриловна, Варлакова Маргарита Валентиновна, Кудрявцева Любовь Демьянова. Из воспоминаний бывшего воспитателя Кудрявцевой Любовь Демьяновны: «В тот год было сильное наводнение, затоплена вся территория Ивано–Алексеевской школы. При переезде в село Хохотуй домашнюю птицу и имущество погрузили на машину. Коров, лошадей, овец гнали следом. Не доехав, наверное, километров пятьдесят до села Хохотуй сломалась машина. Всѐ имущество несли на себе и продолжали гнать скот. Шли целый день и только к вечеру нас догнала машина.». В 1954 году директор школы Зырянов Гавриил Кириллович прошел курсы логопеда в г. Иркутске. Через год заместитель директора по УВР Столярова Васса Филлиповна отправляется во вспомогательную школу г. Иркутска с целью обмена опытом. Воспитанников было мало. Все жили и учились в одном здании, а летом жили в бараках, которые были построены около реки Хохотуйка. В одном бараке жили девочки в другом мальчики. Полы выстилали свежей травой. Рядом с бараком была летняя кухня. 1959 год директором школы назначен участник ВОВ Трофимов Федор Сергеевич.

Разворачивается строительство спальных корпусов, которые были построены из старых конюшен, но верой и правдой прослужили более двадцати лет. В эти годы коллектив пополнился новыми кадрами. В школу пришла молодежь.   Девять молодых педагогов учились в ВУЗах, четверо из них на дефектологическом факультете г. Иркутска. Главным направлением в воспитании был девиз: «Сияйте ленинские звезды».

Коллектив в 1970 годы собрался дружный и творческий. Организован хор из работников школы и воспитанников. Выезжали с концертами в сёла района. Основным направлением учебной деятельности было выбрано трудовое обучение и воспитание подрастающего поколения. На базе уже имеющегося подсобного хозяйства увеличивается поголовье скота и размер используемых земляных площадей. Согласно приказа №65 по Хохотуйской вспомогательной школе от 04.12.1971 года: « …за одиннадцать месяцев текущего года получили: 188 голов поросят на сумму 2350 рублей дохода и мяса на сумму 768 рублей итого 3118 рублей».

Коллектив педагогических работников 1952 года

Бригада воспитанников и инструкторов по труду на заготовке дров

С 1979 года директором школы назначена Лоцманова Любовь Николаевна.

В это время ведется строительство двухэтажной пристройки к зданию школы на шесть классных комнат, завершается перевод школы с печного отопления на водяное. В газете «Коммунистический труд» Петровск- Забайкальского района от 30.09.1983 года в статье «На краю поселка» сказано: «В школе 141 ученик, а коллектив учителей, воспитателей и ночных нянь 63 человека. На подсобном хозяйстве содержится 14 свиней да 10 дойных коров и 19 голов молодняка. Так что и молоко, и мясо не привозное, а свое. Сено заготовили нынче 37 тонн. Хорошо потрудились ребята. Зеленку скоро скосят на 12 гектарах. Так что школа в зиму обеспечена практически всем. Это единственная в районе школа, которая имеет свое подсобное хозяйство».

 

С 1985 года школу возглавляет Пятков Анатолий Константинович.

Ведется строительство спального корпуса, который введен в эксплуатацию в 1988 году. В 1991 году при школе открыт филиал Петровск – Забайкальского ПТУ по профессиям: овощевод открытого и закрытого грунта, оператор машинного доения. Воспитанники проходят двухгодичное профессионально-трудовое обучение. Базой для обучения является учебное хозяйство, которое располагает 27 гектарами пахотной земли, 25 гектарами выпаса, 40 гектарами сенокосных угодий. В распоряжении хозяйства школы – интерната 5 тракторов и необходимое навесное оборудование: плуги, культиваторы, картофелекопалка, сеялки. Материально-техническая база школы улучшается, и улучшаются условия жизни воспитанников.

В 1992 году завершено строительство административного блока.

В результате совместной работы педагогов, обслуживающего персонала и воспитанников в 1994 году в школе был собран рекордный урожай: 38 тонн капусты, 64 тонны картофеля. Переработанную молочную продукцию: сметану, творог реализовывали на питание воспитанникам и продавали работникам школы. Продолжается работа по взаимодействию не только с жителями села Хохотуй (участие в культурных программах, смотрах художественной самодеятельности, выставках детского творчества), но и в других селах района.  В 1995 году вспомогательная школа переименована в коррекционную агрошколу-интернат VIII вида для детей сирот и детей, лишенных родительского попечения. В это время школа насчитывает 23 учителя, 32 воспитателя, 17 помощников воспитателей, 8 медицинских работников. В школе 7 «Отличников Народного просвещения»: директор Пятков А.К., педагог-психолог Пяткова Л.И., заместитель директора по УВР Крупенникова Н.А., заместитель директора по трудовому обучению Ламзина Н.А., учитель Шмакова Г.С., воспитатель Гладких

Т.А., учитель логопед Лоцманова Л. Н.

Директор школы-интерната Пятков А.К. в 1995 году выступал в Москве на Всероссийском совещании директоров детских домов и школ-интернатов, с докладом на тему: «Трудовое и профессиональное обучение и воспитание детей–сирот с недостатками в развитии», и стал лауреатом премии имени Луначарского.

Летом 1998 года на базе школы-интерната организованы разновозрастные и разнополые группы-семьи, с крестьянским подворьем.

В 1998 году запущен в действие банно-прачечный комбинат.  Осенью этого же года начал работать «Центр психолого-педагогического сопровождения воспитанников «Берёзка».

С 1999 года школа стала называться «Хохотуйская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

За это время педагогический коллектив школы-интерната принимал участие    в Семинаре-совещании директоров интернатных учреждений и руководителей органов управления Образованием Сибири и Дальнего Востока в 2002 году. В результате опубликована статья Л. Н. Пятковой «Социально-психолого-педагогическое сопровождение в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната» в сборнике «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт, проблемы, перспективы». Авторский коллектив службы сопровождения школы-интерната является лауреатом Областного конкурса моделей Службы Психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, а также награжден дипломом в номинации «Модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения отдельных категорий детей».

Воспитанники школы-интерната и коллектив педагогов принимали участие в областных выставках детского творчества, смотрах художественной самодеятельности, КВНах, спортивных мероприятиях в г. Чите.

Коллектив школы принимал участие в 2004 году в Международной научно-практической конференции «Образование и воспитание в XXI веке: Глобальный и региональный аспекты». В результате опубликована статья Пятковой Л. И. «Формы профессионального сотрудничества школьного психолога с педагогами в системе психолого-педагогического сопровождения воспитанников».

Учитель – логопед Плотникова Г. Г. приняла активное участие в Областном конкурсе профессионального мастерства учителей-логопедов интернатных учреждений «Логопед год- 2008», получила благодарность от Министра образования Карасева К. И.

Зимой 2009 года школа участвовала в VII региональном конкурсе культурно-образовательных инициатив. Школой получен диплом о присвоении статуса «Краевая экспериментальная педагогическая площадка», для реализации проекта «Социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе групп-семей с крестьянским подворьем».

 

ГОРДОСТЬ ШКОЛЫ

Гордостью школы являются наши ветераны.

 

Пятков А.К. Ветеран труда, отличник народного образования, лауреат премии имени Луначарского.

 

 

 

 

Пяткова Л.И. Ветеран труда, отличник народного образования.

 

 

 

 

Гладких Т. А. Ветеран труда, отличник народного образования

 

 

 

Крупенникова Н. А. Ветеран труда, отличник народного образования

 

 

 

 

 

Ламзина Н.А. Ветеран труда, отличник народного образования

 

 

 

Турушева Е. Д. Ветеран труда. Почетный житель Петровск-Забайкальского района.

 

 

 

 

 

Лоцманова Л.Н.  Ветеран труда, отличник народного образования

 

 

 

 

С 2010 года директором школы-интерната назначен Мищенков Александр Петрович. Стаж педагогической работы 27 лет.

 

В 2014 году в школе-интернате обучаются и воспитываются 112 детей с ОВЗ VIII вида в возрасте от 7-18 лет, работают 44 педагогов, 53 человека обслуживающего персонала.

Цель развития школы: социализация личности ребёнка в современных условиях, повышение его социально-психологической ориентации в обществе, социальная адаптация и реабилитация.

  Задачи:

  1. Формирование и развитие общественно значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения;
  2. Развитие личности ребѐнка в деятельности, управляемой системой мотивов, самостоятельное вхождение человека (ребѐнка) в новую социальную среду (адаптация – индивидуализация – интеграция);
  3. Формирование благоприятной среды обучения и воспитания с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребѐнка, укрепление духовных связей воспитывающих и воспитуемых;
  4. Стимулирование доброжелательного отношения ребёнка к социальной действительности.
  5. Тесная связь с коллективом группы-семьи, с жизнью села, края, страны.

Направления школы:  

  • социализация в сфере общения;
  • гражданско- правовая социализация;
  • формирование здорового образа жизни;
  • социально – бытовая социализация;
  • допрофессионально и трудовая социализация;
  • семейная социализация;
  • культурно – эстетическая социализация;

Основное направление школы — это допрофессионально-трудовая социализация. Важной задачей, стоящей перед школой, является подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной социально трудовой адаптации, также развитие у воспитанников общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности.

Из всех педагогических работников с высшим педагогическим образованием 14 человек и 30 человек со средним профессиональным педагогическим образованием, с высшим дефектологическим образованием 5 человек.

Имеют первую квалификационную категорию 1 человек, с высшей квалификационной категорией 6 человек.

Учреждение работает по следующим программам.

  1. Программы специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся с ОВЗ 8 вида; программа социализации детей-сирот с ОВЗ на базе групп-семей с крестьянским подворьем.
  2. Программа социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на базе групп-семей с крестьянским подворьем.
  3. Учреждение участвует в реализации мероприятий по Федеральной целевой программе «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ».

Результаты работы педагогического персонала.

  1. В 2009 году школа участвовала в VII региональном конкурсе культурно-образовательных инициатив. Школой получен диплом о присвоении статуса «Краевая экспериментальная педагогическая площадка», для реализации проекта «Социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе групп-семей с крестьянским подворьем».
  2. В 2009 году на базе школы проведён межрайонный кустовой семинар по теме «Гражданско-правовая социализация детей-сирот с ОВЗ».
  3. В 2010 году заместитель директора по ВР Кузнецова Л.Н. участвовала в Международном симпозиуме: «Дистанционное обучение детей с ОВЗ» в г. Чите.
  4. Учитель математики Мищенкова Р.В. заняла 3 место в краевом конкурсе “Учитель года 2011”.
  5. В 2011 году на базе школы проведён межрайонный кустовой семинар по теме «Трудовая социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ».
  6. В декабре 2011 года воспитатели Абдулина С. Л., Линейцева А. А. приняли участие в кустовом конкурсе воспитателей «Лучший по профессии».
  7. Учитель истории и географии Храмцова Т.А. и учитель музыки и физкультуры Козлов Н.И. приняли участие в районном конкурсе “Лучший педагог-2011”, где заняли 3 (Храмцова Т.А.) и 4 (Козлов Н.И.) места.
  8. В марте 2012года учитель логопед Плотникова Г.Г. приняла участие в конференции, посвященной 55-летию логопедической службы Забайкальского края.
  9. Директор школы Мищенков А.П., педагог-психолог Пяткова Т.В., учитель сельскохозяйственного труда Алексеева Л.В. приняли участие во II всероссийском симпозиуме с международным участием по теме “Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ”. Пяткова Т.В и Алексеева Л.В. представили на симпозиуме доклады, которые были напечатаны в краевом сборнике материалов симпозиума.
  10. Учитель истории и географии Храмцова Т.А. заняла 1 место в краевом конкурсе “Учитель года 2013”.
  11. В 2013 году на базе школы проведён межрайонный кустовой семинар по теме “Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья на базе групп-семей с крестьянским подворьем”.
  12. Директор школы Мищенков А. П., зам. директора по УЧ Пятков А. А.., учитель математики Мищенкова Р. В., учитель-логопед Плотникова Г. Г., учитель-дефектолог Барахоева А. Д. приняли участие в IV всероссийском симпозиуме с международным участием по теме “Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: вызовы времени – новые решения”, где представили доклады, которые вошли в сборник материалов симпозиума.
  13. В 2012 году в журнале “Педагогическое обозрение” напечатаны статьи педагогов школы: заместитель директора по УВР Пяткова А. А. “Применение ИКТ в образовании детей с ОВЗ”; учителя-дефектолога Барахоевой А. Д. “Развитие личностных качеств учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе сказок”; учителя математики Мищенковой Р. В.“ Индивидуальная работа на уроках математики”; учителя сельскохозяйственного труда Алексеевой Л. В. “Коррекционная работа по формированию общетрудовых умений и навыков у детей с ОВЗ на уроках трудового обучения”; педагога-психолога Пятковой Т. В. “Влияние коррекционной работы на уровень агрессивности подростков с ОВЗ”; учителя-логопеда Плотниковой Г.Г. “Нетрадиционные приёмы работы с учащимися начальных классов с ОВЗ”.
  14. В 2013 году поданы в журнал “Педагогическое обозрение” статьи 12 педагогов школы.
  15. В 2013 году поданы в сборник методических рекомендаций статьи 7 учителей. В современных условиях, на первый план входит проблема вступления наших выпускников в самостоятельную жизнь, их социальная адаптация. Выпускники специальных (коррекционных) школ-интернатов испытывают трудности с выбором профессии, при устройстве на работу, в самостоятельном ведении домашнего хозяйства. Педагогический коллектив работает в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование нового в воспитательном и образовательном процессе. Именно поисковый характер деятельности педагогов позволил образовательно-воспитательную систему в школе-интернате активизировать целенаправленностью, управляемостью, целостностью и открытостью.

Цель развития школы: социализация личности ребёнка в современных условиях, повышение его социально-психологической ориентации в обществе, социальная адаптация и реабилитация.

Задачи:

  1. Формирование и развитие общественно значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения;
  2. Развитие личности ребёнка в деятельности, управляемой системой мотивов, самостоятельное вхождение человека (ребёнка) в новую социальную среду (адаптация – индивидуализация – интеграция);
  3. Формирование благоприятной среды обучения и воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка, укрепление духовных связей, воспитывающих и воспитуемых;
  4. Стимулирование доброжелательного отношения ребёнка к социальной действительности.
  5. Тесная связь с коллективом группы-семьи, с жизнью села, края, страны.

В 2014 году приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ГОУ «Хохотуйская специальная (коррекционная)  школа-интернат» определена участником реализации мероприятий Федеральной Целевой Программы Развития (ФЦПРО)  по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» Лот 2 «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья». В настоящее время школа-интернат является экспериментальной площадкой по апробации адаптированной основной общеобразовательной программы I этапа обучения детей с умственной отсталостью и введению ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Приказом ГУ ДПО «Института развития образования» Забайкальского края №38 от 07.12.15 г. школе-интернату присвоен статус «Региональный ресурсный центр по экспериментальной апробации введения ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На базе школы-интерната проходят стажировочные мероприятия для педагогических работников специальных (коррекционных) образовательных организаций и общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

С 2009 года школа-интернат являлась краевой экспериментальной педагогической площадкой по реализации проекта «Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ VIII вида на базе групп-семей с крестьянским подворьем». В ходе реализации программы были разработаны методические рекомендации педагогами школы-интерната по направлениям школы (социализация в сфере общения, гражданско- правовая социализация, формирование здорового образа жизни, социально – бытовая социализация, допрофессионально и трудовая социализация, семейная социализация, культурно – эстетическая социализация) которые опубликованы в сборнике материалов IV Всероссийского симпозиума с международным участием. В настоящее время школа-интернат продолжает работу по данной программе, на базе школы-интерната ежегодно проходят кустовые методические объединения для педагогов коррекционных учреждений с целью обмена опытом работы в данном направлении.

Важной задачей, стоящей перед школой, является подготовка детей с умственной отсталостью к самостоятельной социально трудовой адаптации, также развитие у воспитанников общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Данное направление очень полно отражено в программе «Социализация детей с умственной отсталостью на базе групп-семей с крестьянским подворьем». Данная программа предусматривает учет конкретных характеристик регионального рынка труда, наличие специальных групп в учреждениях начального профессионального образования, особенности местного хозяйственно-бытового уклада т.е. направлена на формирование у воспитанников специальных (коррекционных) учреждений прочных навыков хозяйственно-бытового самообслуживания; умения которые можно использовать в индивидуальной трудовой деятельности; подготовка к труду на конкретном рабочем  месте. Воспитанник из объекта образования превращается в субъект, в личность, которая сама участвует в трудовом процессе школы-интерната. Основой этого является организация жизнедеятельности разновозрастных, разнополых групп-семей с крестьянским подворьем. Фактически это своего рода замещающая семья. Каждая группа-семья имеет свое крестьянское подворье: коровы, свиньи, овцы, кролики. Приусадебный участок, на котором выращиваются овощные, ягодные культуры. Воспитанники старшего возраста участвуют в заготовке кормов (сено) для домашних животных.

Данная программа предусматривает возрастные особенности воспитанников при выполнении разных видов работ, а также программным требованиям по трудовому обучению (столярно-плотницкое, швейное дело; сельскохозяйственный труд) данного возраста. Из наблюдений видно, что детям нравится заниматься сельскохозяйственной деятельностью, они стремятся получить высокий результат своего труда. Так как все что они произвели, круглый год используется на питание детям. В течении последних трех лет на приусадебных участках групп-семей были заменены деревянные теплицы на новые, современные поликарбонатные теплицы, в которых воспитанники выращивают богатый урожай огурцов, томатов.

Процесс социализации в условиях школы-интерната рассматривается как процесс вхождения ребёнка в социальную среду, усвоения им социального опыта и формирование социальных связей.  Поэтому в данное время школа-интернат реализует проект «Социальная квартира для детей с умственной отсталостью на базе крестьянского подворья как фактор социальной адаптации и реабилитации к самостоятельной жизни». По данному проекту разработана и адаптируется программа «Социальная квартира» с учетом жизненных компетенций проживания. Наличие в образовательной организации социальной квартиры дает возможность проводить работу по социальной адаптации и реабилитации воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. Разработанный проект по социальной адаптации будущих выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представляет вариант создания условий подготовки, данной категории воспитанников к реалиям современной жизни с уклоном на крестьянское подворье, направленное на формирование у воспитанников прочных навыков хозяйственно-бытового самообслуживания и умений ведения индивидуальной трудовой деятельности (выращивание овощных культур и уход за домашними животными). Разработанный проект имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации позволит добиться изменений по улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем развитие у них навыков социального взаимодействия и расширения социальных связей.

В школе-интернате сложилась комплексная система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников.

Целью является определение и организация в рамках реальных возможностей школы адекватных условий развития, обучения и воспитания, в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния его соматического, нервно-психического здоровья.

Вся работа ведется через школьный центр психолого-педагогического сопровождения “Берёзка”.

В школе-интернате созданы условия для обучения, воспитания, развития детей с умственной отсталостью. За последние 3 года 66% учебных кабинетов оборудованы ПК; в классах появились интерактивные, магнитно-маркерные доски; мультимедийное оборудование; оборудован конференц. зал; кабинет педагога-психолога оборудован светлой и темной сенсорной комнатами; функционирует комната Монтессори; оборудован кабинет информатики на 6 посадочных мест; оборудован кабинет ЛФК современным спортивным оборудованием. Образованием и воспитанием детей занимается творческий педагогический коллектив, в котором 50% педагогов имеют специальную переподготовку по специальности «Олигофренопедагогика». В школе-интернате работает 38 педагогов из них 37% имеют высшее образование, 16% имеют высшую квалификационную категорию, 5% первую квалификационную категорию. Ежегодно педагоги школы опыт своей работы обобщают принимая участие с докладами, мастер-классами в краевых, районных конференциях, Всероссийских симпозиумах с международным участием, которые ежегодно проходят в Забайкальском крае, также свой педагогический опыт обобщают в методических рекомендациях, статьях по работе с умственно отсталыми детьми, которые были изданы в журнале «Вестник образования», «Педагогическое обозрение», краевом сборнике для педагогов.  Педагоги имею районные почетные грамоты, грамоты Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Детский коллектив регулярно принимает участие во всех краевых, районных мероприятиях, проводимых для детей с ОВЗ.

В период с 2014-2016 годы школа-интернат была награждена:

  • Благодарственным письмом от      ГУДПО       «Института развития образования Забайкальского края» коллективу Регионального ресурсного центра за предоставление опыта работы по введению ФГОС НОО для детей с ОВЗ и презентацию моделей инклюзивной практики, содействующей доступному и качественному образованию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации. Чита 2014 год.
  • Благодарственное письмо Министерства образования науки и молодежной политики Забайкальского края 2014 г. за активное участие и успешную презентацию регионального опыта на VI Всероссийском Байкальском образовательном форуме «Ребенок в пространстве будущего».
  • Благодарностью Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации который выражает благодарность коллективу стажировочной площадки за достойный вклад в распространении на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей и эффективной деятельности в рамках мероприятий «Распространения на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» Федеральной целевой программы развития на 2011-2015 г. г. Москва 2015г.
  • Дипломом от губернатора Забайкальского края Н. Н. Ждановой как победителям конкурса мини-грантов гражданского форума Забайкальского края 2016 года за проект «Тур выходного дня».

В результате слаженной, командной работы педагогического коллектива, обслуживающего персонала, под руководством сильного, опытного, творческого  директора школы наблюдается положительная динамика уровня воспитанности учащихся, наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся, нет пропусков уроков без уважительной причины, положительная динамика уровней развития трудовых возможностей учащихся, отсутствуют бродяжничество, побеги воспитанников, нет случаев употребления алкогольных напитков, ПАВ. По заключению краевой ПМПК Забайкальского края были сняты диагнозы 4 воспитанникам и на основании образовательного маршрута дети переведены в другое общеобразовательное учреждение, 5 детей возвращены в семьи,  из 36 выпускников 22 благополучно завершили обучение в ПУ, успешно адаптировались в самостоятельной жизни.

В группах-семьях поддерживаются семейные традиции: «День рождения группы-семьи», «Новогодние и рождественские посиделки», «Крещение», Праздник Масленицы, Праздник «пасха», Праздник «День победы», «День именинника», защита «Семейного уклада» на котором группы-семьи подводят итоги уборки урожая, играют, поют. В этом празднике принимают участие все работники школы, которые являются шефами на группах-семьях. Смотр художественной самодеятельности, Выставка детского творчества.

Все работники оказывают шефскую помощь группам-семьям: участвуют в проведении семейных праздников, в посадке и уборке овощей.

Традиционно на базе школы-интерната проводится военно-спортивная игра «Зарница», с приглашением команд детских домов интернатных учреждений Хилокского, Петровск-Забайкальского, Улетовского и КрасноЧикойского районов. Цель которой воспитание патриотизма; приобщение воспитанников к спорту; формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Формирование навыков, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях; пропаганда здорового образа жизни.

Также очень значимыми событиями для нашей школы были:

  • Приезд представителя при благотворительной организации компании «Ахмат-чай» принцессы Зары;
  • Праздник открытия Олимпиады «Сочи-2014»;
  • Общешкольное мероприятие «Битва хоров» — общешкольное мероприятие для воспитанников «Битва хоров», в котором приняли участие 3 команды: команда воспитателей, учителей, технических работников. Воспитанники имели возможность «болеть» за свою любимую команду, оценивать выступление команд. Выступление команд можно посмотреть в интернете.
  • Общешкольное мероприятие «Мы вместе». Цель мероприятия сплотить детский коллектив и коллектив школы. Основное направление было уделено замещающей для детей с ОВЗ семьей. В данном мероприятии принимали участие все работники школы, детский коллектив.

В летнее время на базе школы-интерната создан лагерь труда и отдыха «Солнышко», где в течение лета дети на практике закрепляют полученные теоретические знания на уроках сельскохозяйственного труда, ухаживая за домашними животными и овощными культурами.

Открытие лагеря «Солнышко».

Открытие проходит на линейке, в торжественной части поднятием флага лагеря под гимн лагеря «Солнышко». Каждый отряд представляет название своего отряда, девиз, речевку, песню. Принятие лагерного распорядка дня. Далее проходят развлекательные мероприятия в разной форме: путешествие по дорогам сказок, соревнования, различные конкурсы.

Мероприятия лагеря «Солнышко»:

  • Сбор земляники;
  • Общелагерное мероприятие «Мистер лагеря». Цель: сплочение детского коллектива, развитие талантов, творчества детей. Участники представляют себя по номинациям: танец, исполнение песни, чтение стихотворения, мини инсценировка;
  • Общелагерное мероприятие «Мисс лагеря». Участницы конкурса соревнуются в умении представить себя, дефиле, исполнение песни, танец, прическа. Победители награждаются памятными призами;
  • Рыбалка. Старшие ребята вместе с инструкторами по труду выезжают на реку. Там дети ловят рыбу, купаются, учатся ставить палатку, разводить костер.
  • Общелагерное мероприятие «Комический» футбол. Проводится комический футбол, где соревнуются команды воспитанников и педагогов;
  • Межрайонный осенний кросс «Золотая осень». На базе нашей школы проводилось межрайонное соревнование, приуроченное к открытию зажжения олимпийского огня «Сочи 2014» среди команд воспитанников детских домов и школ-интернатов первой территориальной зоны. В котором воспитанники из разных школ соревнуются в беге на 1 км., 100 метров, 500 метров. В конце проводился мини футбол между командами школ;
  • Лагерная зарядка. Каждое утро под звуки горна и барабана воспитанники выходят на общелагерную утреннюю зарядку. Которая проходит на свежем воздухе под музыку, с использованием различного спортивного инвентаря;
  • Общелагерное мероприятие «Модница». В этом мероприятии мальчики и девочки демонстрируют необычные наряды, сделанные своими руками. Соревнуются по номинациям «прическа», «дефиле», «визитная карточка»;
  • «День смеха». Дети переодеваются в различных смешных сказочных героев. Воспитатели проводят различные шуточные конкурсы. Все участники и отряды награждаются сладкими призами.

Как и в любой школе у нас ежегодно проводится выпускной вечер для выпускников. По окончании обучения для учащихся 9 класса проводится выпускной вечер, на котором выпускники получают свидетельство об окончании школы. Проводится чаепитие, конкурсы, дискотека.

Летом бригада воспитанников с 14 лет с инструкторами по труду занимаются заготовкой сена для крупного рогатого скота. На покосе дети не только трудятся, но и отдыхают: собирают ягоды, смотрят телевизор, играют. Дети с удовольствием едут на сенокос. Воспитанникам прививаются трудовые умения, под руководством инструктора учатся приготавливать пищу. Это сплачивает воспитанников, делает их дружнее по отношению между сверстниками, старшими и младшими детьми. По завершению проводится прощальный костер.

Ежегодно осенью в школе-интернате проводится «Праздник Урожая», на котором подводятся итоги сельскохозяйственной деятельности групп-семей. Праздники проходят в разных формах: КТД, «Птица счастья», «Мы вместе» и т.д., но проходят всегда  ярко, красочно с песнями, танцами, конкурсами, где каждый воспитанник награждается ценным призом, за свой вклад в общее дело, а также награждается ценным призом группа-семья за занятое место по уборке овощей, мяса и молока. Вся заготовленная продукция овощей, молока, мяса идет на питание воспитанникам, дети видят результат своего труда и это стимулирует детей к дальнейшей трудовой деятельности. Также подводятся детьми на уроках математики экономические расчеты, сколько прибыли в денежном выражении школа получает от заготовки своей продукции в школьный «Погребок».

24 апреля 2012 года наша школа отметила 60-летний юбилей.

Традиции зародившиеся в первые годы организации детского дома- школы сохраняются и поддерживаются творческим коллективом. Педагоги в своей работе используют современные    инновационные технологии, работают творчески.

На основании Приказа Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края № 882 от 12.11.2015г. Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей «Хохотуйская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей  сирот  и  детей, оставшихся без попечения родителей,  с ограниченными возможностями здоровья  VIII вида» переименовано на Государственное общеобразовательное учреждение «Хохотуйская специальная (коррекционная) школа-интернат».

В январе 2024г. наша школа-интернат была передана в ведомство Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 29.01.2024г. №131 Государственное общеобразовательное учреждение «Хохотуйская специальная (коррекционная) школа-интернат» переименовано в Государственное учреждение социального обслуживание «Хохотуйский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Берёзка» Забайкальского края.

 

Адрес: 673045 Забайкальский край Петровск-Забайкальский район, с. Хохотуй, ул. Советская, 58. Адрес электронной почты: gou_hscsi@mail.ru